Данный раздел описывает перечень самых лучших, по нашему скромному мнению, представителей МОБА игр. Для начала минутка истории и теории: термин «МОВА» расшифровывается как «Multiplayer Online Battle Arena» и подразумевает сессионные поединки на отдельных картах. Стандартно, действия в МОВА-играх можно разделить на две части: прокачивается герой только в рамках одного поединка, а общей мотивацией для игры является открытие новых героев, обмундирования и других внутри игровых предметов.

Структурно жанр МОБА условно делится на классические МОВА (фактически клоны Dota 2 , о которой немного позже) и другие проекты, подразумевающие сессионный геймплей.

Первопроходцем в этой сфере было отнюдь не легендарное дополнение к не менее легендарной Warcraft III, как считают многие. В далёком 1989 году на свет появилась RTS Herzog Zwei. Сказать честно, её концепция не совсем вязалась с привычным для нас пониманием термина «МОВА», так как в ней игроку предоставлялась возможность управлять не только одним лишь главным героем, а целым отрядом. Привычный нашему глазу проект вышел под названием Defense of the Ancients. Он представлял командные битвы 5 на 5. В них игрок брал под контроль только одного героя и плотно занимался его прокачкой и зарабатыванием денег.

Для заработка состояния существовал один верный способ – убивать. Убивать можно было как героев противника, так и существ, управляемых ИИ. Этих самих существ принято называть «крипы». Согласно «законам жанра», крипы упорно перемещаются по заранее заданным траекториям – линиям на карте. Посредине карты «крипы» противоборствующих команд обычно встречались лицом к лицу в кровопролитной битве и с помощью главных героев под управлением игроков яростно прорывались к «базе» противника с целью уничтожения оной.

Вдохновившись успехом такой концепции, большое количество разработчиков начали создание собственных игр, и на сегодняшний день практически все игры данного жанра имеют одинаковую механику. Возглавляют же список самых популярных МОВА два главных хита среди геймеров и одновременно два главных конкурента: DOTA 2 и League of Legends. Первая является классическим представителем жанра и имеет вполне современную графику. Вторая знаменита своим кислотно-ярким визуалом, и большим выбором героев для игры. Подобную тактику используют и другие клоны Доты. Из их числа: Heroes of Newerth и Bloodline Champions, Demigod, 300 heroes, AirMech, Avalon Heroes и другие менее известные проекты.

Кроме «стандартных» МОВА вы можете найти и другие игры, подразумевающие сессионный гемплей. Отличаются они тем, что в них напрочь отсутствуют те самые «крипы», а вид на героя падает от третьего лица.

Говоря о подобных проектах, нельзя не упомянуть Panzar: Forged by Chaos, разработанный в России, но «выстреливший» по всему миру. Геймплей этой игры состоит из многопользовательских заруб на аренах на подобии шутера от третьего лица. Только вот герои пользуются отнюдь не привычными автоматами и пистолетами. Они используют различные магические умения и эффекты. В игре представлено целых восемь классов персонажей, каждый из которых имеет собственную ветку прокачки. Баланс игры на высоте, ибо герои идеально дополняют друг друга, а победу можно одержать только действуя слаженно и на пользу команды. Картинка также радует глаз, так как за основу взят движок Cry Engine 3.

Из достойных стоит выделить Arche Blade. Данный проект, разработанный на движке Unreal Engine 3, может похвастаться упрошенной системой геймплея.

Нельзя не упомянуть и Forge, которая считается последовательницей легендарной Panzar с её большими аренами, классами персонажей и захватывающим игровым процессом. Менее удачным (в основном, в плане визуальной составляющей) является проект под названием SMITE. Отличия его от вышеперечисленных заключаются лишь в наличии «крипов».

Жанр МОВА постоянно пополняется новыми интересными проектами, которые привносят в игровой процесс свои «фишки». Мы привели лишь несколько самых известных игр в жанре МОБА, но достаточное количество удачных, с точки зрения рядового игрока, проектов остались вне поля зрения этого раздела. В дальнейшем он обязательно будет пополняться, чтобы вы всегда были в курсе и получали максимальное удовольствие от игры.